24 октября 2021
В октябре 1929 г. в США случился крах на бирже. Последовали разорения и рост безработицы. К середине следующего года последствия удара стали постепенно сглаживаться, число безработных снова начало уменьшаться, страна оправлялась от кризиса. Казалось, можно возвращаться к нормальной жизни. Но тут федеральное правительство решило само заняться экономикой и по-своему урегулировать последствия кризиса. Оно стало вводить таможенные тарифы, устанавливать зарплаты, цены, планировать объемы производства.
В результате первых лет выдающегося государственного управления безработица в стране выросла в три раза — с 8 до 24 %. Все 30-е годы правительство США боролось с экономикой, но так и не смогло сбить уровень безработицы даже до кризисного уровня 1930 г., не говоря уж о 1929 г. Помогла этим умельцам лишь Вторая мировая война, которая забрала с собой миллионы человек, низведя уровень безработицы до полутора процентов.
Но 11 лет экономического руководства не прошли бесследно: Великая Депрессия до сих пор известна во всем мире даже неспециалистам как трагический символ западной экономики. Чего не скажешь, например, о крахе 1987 г., о котором многие не знают. Ну а что про него вспоминать, если администрация Рейгана предпочла не вмешиваться в естественные экономические процессы и в скором времени все зажило как на собаке, не оставив и шрама.
Я понимаю, что ковид наверное останется с нами на несколько лет, поскольку героической борьбой с ним тоже занимаются чиновники. Исторический опыт показывает, что их завидное усердие в вопросах, лежащих вне их компетенции, никогда не иссякает, пока их не останавливают события большей силы.