Из Афин я отправился в Милан. Не напрямую, а через города-посредники. Знакомый мне по прошлому году путь Афины-Патры, а оттуда — на пароме до Венеции. Примечательно, что пассажиры на всех паромах, следующих по маршруту Патры-Венеция и обратно преимущественно немцы. Ещё стоя в очереди в порту чувствуешь, как меняется окружение: темноголовые греки изредка мелькают в море блондинов и блондинок. Многие путешествуют семьями, причём не по системе «мама, папа, дитя», а «мама, папа, дитя, дитя, дитя, грудное дитя». Мне же казалось, — насколько я был осведомлён, находясь в России, — что рождаемость немцев одна из низких в Европе и мире.
Скучнее парома нет, наверное, ничего на свете. Можно читать, можно смотреть телевидение, поесть, попить, посмотреть в море, но время тянется медленно. Соседями по каюте у меня были азиатского происхождения голландец и пара немцев. Они тоже, кажется, тяжело убивали время: голландец, как правило, всё время спал на верхней полке, уткнувшись в стену, один немец, лет 50, сидел на диванчике в кают-компании и смотрел в море, а второй где-то тоже прогуливался. Единственным забавным моментом на корабле было то, что два немца в темноте не поделили нижнюю полку.
Конечно же, у меня разрядился телефон через несколько часов после того, как я сошёл с парома в Венеции. И это несмотря на то, что я его заряжал всю ночь. Мосты в Венеции совершенно не предназначены для чемоданов, особенно для моего, весом тридцать килограмм. Каждый мост был мостом вздохов, хотя порт и железнодорожный вокзал находятся очень близко. В результате перехода через каналы с чемоданом одна из моих рук, казалось, оттянулась на несколько сантиметров. И ещё пару дней потом ныли суставы.
После Греции, конечно, попасть в Италию намного приятней и роскошней, нежели прямо из Москвы. Контраст будет не тем. Через несколько минут после отправления из Венеции успокоившись я погрузился в совершенно другой мир. Со мной в купе ехали ещё несколько пассажиров: одна француженка и два иракца. Последние оказались очень весёлыми и приветливыми ребятами: один был боксёр, второй — его помощник или родственник (я так и не понял). Боксёр ехал в Милан на бой и приглашал посмотреть, как вечером его будут бить. Он очень гордился тем, что боксировал даже в Лас-Вегасе. Приятное впечатление от весьма быстро пролетевшей поездки было подпорчено забастовкой железнодорожников (совершенная дикость для меня). Высаживаться пришлось не на центральном вокзале, а станцией ранее.
Милан. Что это за Милан? Наряду с Неаполем Милан оставался одним из крупных городов Италии, которые я до этого не посещал. Крупным Милан не оказался, что меня расстроило. Да, я ожидал другого. Также в первые минуты он показался мне неприветливым и пустым. Небоскрёбы у Чентрале (железнодорожный вокзал) возвышаются над пустыми улицами. Летом горожане валят в отпуск, закрывая лавки, распродавая все шмотки. Я почему-то узнал об этом лишь по приезде. Однако я ещё застал каких-то людей. К середине августа город вымер практически весь: все магазинчики, а также супермаркеты в некоторых районах закупорены, прилеплены бумажки, извещающие о том, что хозяева вернутся в сентябре. На улице, если не находиться у метро или в самом-самом центре, редко можно встретить прохожего.
Но тем не менее, со временем я привык к городу. Он стал мне нравится, он казался удобным и доступным. Потом — это же Италия!
Дух и сила времени, история, если угодно.
Что мне особенно нравится в Италии, не только в Милане, а вообще? Это, конечно, таблички с указанием улиц. К примеру, я жил на улице Льва Толстого. Любой миланец сможет многое узнать, лишь бросив взгляд на подобную табличку.
Нет, всё-таки от Милана остались хорошие впечатления. В конце июля я хотел двинуть либо на юг, в Палермо, либо в Ниццу, но в итоге дальше никуда не поехал и остался в Милане, из которого совершал небольшие вылазки.