На Кубе ничего нет. Все товары сюда везут из заграницы: от автомобилей и одежды до гвоздей и пакетиков кетчупа на завтраке в отеле.
Примерно 99 % построек и домов в Гаване — это руины, на обломках которых сидят полуголые сухие кубинцы в трусах и майках. От нищеты никуда не спрятаться, ей пронизана вся жизнь вокруг. Разруха и мусор ее извечные спутники. Если бы не солнечные лучи, город выглядел бы безнадежно печально.
Кубинцы — народ достаточно дружелюбный, но очень приставучий и назойливый. Все лезут знакомиться и норовят пожать руку, обнять, выговориться. Конечно, есть и такие хитрецы, что надеются выудить немного деньжат за ром, сигары или просто льстивые слова о дружбе с Советским Союзом.
Кубинки тоже проявляют интерес. Стоит присесть на лавочку в центре, вокург начинают проходить девицы, улыбаться, подсаживаться, заигрывать. Когда я проходил мимо Капитолия, кубинская бабушка пыталась сосватать мне свою внучку. Это отчасти приятно. Но в целом кубинцев очень жалко.
Всю еду сюда, кажется, завозят. Из своего рекламируют только сигары и ром. На местных рынках овощи продают весьма неприятные на вид: мелкая и кривая черная морковь, вялая зелень. Рыбу, мясо и фрукты достать тяжело. В магазинах все полки заставлены водой да какими-то местными напитками. На весь магазин работает одна касса, но при этом слоняется десяток работников. С безработицей борются так: бросают десять человек на одно дело. Отсюда вырастают очереди. Обслуживание медленное и безучастное. А куда люди денутся? Больше магазинов нет. Подобный подход развратил почти всех. Даже в отеле от этого не деться. Один раз я заказал в кафе у бассейна хот-дог и ждал его полчаса. А его даже не готовили. Удивились, что я обратил внимание на это.
В ресторане по еде ползают тараканы. В гостиничном номере тоже жил один. Сначала я хотел его выбросить, но он спрятался в щель. Уходя, я запирал его в туалете. А когда я приходил обратно, то таракан радовался моему возвращению.
Машины на Кубе — удовольствие дорогое. Запчасти и новые машины нужно ввозить из-за рубежа. Для кубинцев визы нет только в Россию. Во все остальные страны летать тяжелее. К нам они ездят за запчастями. Цены на Жигули и Москвичи держатся в районе 30 000 $. Что-нибудь посовременнее, какое нибудь скомканное Пежо идет от 50 000 $. В общем, все вырастает в цене десятикратно.
Маршрутки-газели появились на острове недавно. Они пока в новинку.
Я жил в гостинице «Куба Либре», весьма интересной в архитектурном плане. Некогда самое высокое здание в Латинской Америке видно издалека. Оно возвышается над городом, так что его сложно не заметить. Я не мог поверить, что кубинцы, пусть даже с советской помощью, могли бы построить такой современный отель. Однажды я гулял по атриуму второго этажа и наткнулся на фотоисторию отеля. Оказалось, он был построен Хилтоном за год до революции. На первых фотографиях было множество знаменитостей, торжественное открытие кубинского отеля, улыбающиеся постояльцы. Следующие фотографии ознаменовали иную веху — бородатые вооруженные повстанцы в зеленых формах вальяжно валяются в креслах разоренного отеля. Сейчас просторные номера выглядят пусто и скромно. На некоторые этажи, кажется, вовсе не заселяют — там темно и с потолков свисают провода.
Местных в гостиницу не пускают. Упитанные громилы стерегут лобби и проход к лифтам. Но иногда местным разрешают за деньги пройти к бассейну. Для них это, кажется, большим успехом.